За понятием рулевого управления тракторов МТЗ скрывается сложный многокомпонентный механизм. И если хотя бы один из узлов выходит из строя, это негативно сказывается на работе всей спецмашины. Поэтому при выявлении неполадок в системе управления следует оперативно выполнить ремонт, заменить изношенные комплектующие новыми. На этом этапе важно выбирать оригинальные запчасти для МТЗ, чтобы избежать проблем с их соответствием параметрам трактора.
Эти спецмашины выпускаются Минским заводом с 1974 года. Сегодня марка МТЗ переименована в «Беларус». Эти трактора относятся к универсально-пропашным колесным видам спецтехники. Они до сих пор эксплуатируются во многих хозяйствах (с/х, животноводческих, коммунальных) и частных фермерских угодьях. Надежность, функциональность, простота в обслуживании и ремонтопригодность сделали МТЗ – «Беларусы» одними из самых распространенных и востребованных колесных тракторов на просторах стран бывшего СССР.

Составляющие рулевой:
Эта система построена на 3 узлах, функции которых взаимосвязаны:
- Гидроусилителя, оснащенного распределителем.
- Привода, который состоит из карданных шарниров и валов: промежуточного, переднего и рулевого.
- Трапеции. Она включает в свою конструкцию рулевые тяги, сошку и рычаги.
Понимание составляющих системы поможет точнее разобраться в особенностях ремонта и причинах возникновения типичных неполадок.
Люфт при включенном двигателе
Это одна из самых распространенных проблем в системе рулевого управления трактора МТЗ-80. Понять ее можно по свободному движению руля в разные стороны. Причины такого явления могут заключаться в:
- износе соединений вала;
- увеличении зазора на передаче ГУР;
- ослаблении подшипников и т. п.
Для определения точной проблемы используется специальное устройство НИИАТ-420. Этот прибор помогает определять градус движения руля. В нормальном состоянии он не должен превышать 35°. Если показатель выше, то это свидетельствует о неполадках в гидроусилителе. В зависимости от отклонения можно предпринять ремонт или полную замену этой детали.
Процесс устранения неполадок включает в себя осмотр узла, установку новых комплектующих: червяка, втулки, цилиндра гидроусилителя.
Затруднения в реакции колес на рулевое управление
Если наблюдаются проблемы в повороте техники, то обычно это указывает на сбой в подаче жидкости в гидроусилитель и изношенность цилиндра.
Для выяснения и устранения причины потребуется специальное устройство КИ-5473. Это приспособление выясняет рабочее состояние гидросистемы:
- подача масла (нормальный параметр – от 1,2 до 2, 0 л/мин.);
- давление, при котором срабатывает предохранитель (от 7 до 8,5 МПа).
В случаях если показатель превышает допустимые пределы более чем на 5 л/мин., то требуется ремонт распределителя или его замена. При высоких значениях давления в клапане нужно его настроить на нормальный цикл работы.

Вибрации руля при езде
Это еще одна из наиболее распространенных проблем в работе тракторов МТЗ. Если ощущаются вибрации, то чаще всего такое явление обусловлено ослаблением гаек. При длительной работе трактора в таком техническом состоянии могут возникнуть и более серьезные проблемы, такие как выход из строя моста, например. Для выполнения ремонта потребуются: втулки, новый рулевой привод, сошка.
Самостоятельное обслуживание этой системы в тракторах МТЗ – сложный и трудоемкий процесс. Буквально одна ошибка может спровоцировать возникновение повторных проблем или даже более серьезных неполадок. Лучше доверять обслуживание профессионалам: обращаться в техцентр или вызывать механика. При этом для ремонта системы рулевого управления тракторов МТЗ важно выбирать оригинальные запчасти. Только фирменные детали гарантированно смогут обеспечить безотказную функциональность и долговечность работы этого узла. |